Как группа по особым поручениям во главе с советником главы ФТС Ермолиным собирает мзду с региональных таможен
Приказом Федеральной таможенной службы №1120 от 18 июня сего года создана группа по особым поручениям руководителя ФТС России, получившая широчайшие, практически неограниченные полномочия в части контроля за деятельностью таможенных органов. Члены данного новообразования, обозначаемого в официальных документах как группа «М», имеют право круглосуточного беспрепятственного доступа на любые объекты таможни, могут знакомиться с любыми служебными документами, пользоваться всеми видами служебного транспорта (наземного, морского, речного и воздушного), отстранять от исполнения должностных обязанностей сотрудников таможенных органов любого уровня. Руководителям структурных подразделений ФТС, региональных таможен, таможенных постов предписывается оказывать группе «М» всяческое содействие. Вот только границы этого содействия назначенный руководителем группы «М» советник руководителя ФТС России Василий Ермолин намерен трактовать максимально широко и совсем не так, как это подразумевается официальными документами.
Формальная цель создания группы «М»: обеспечить соблюдение должностными лицами таможенных органов таможенного законодательства. На самом деле представителей центрального аппарата ФТС, облеченных правом карать и миловать без разбора, интересует не пресечение теневой деятельности конкретных таможен, а перераспределение доходов от этой деятельности в своих интересах. Механизм «дожимания» начальников таможен и таможенных постов Ермолиным уже обкатан в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления, куда в первой половине 2014 года он не однократно выезжал с проверками как руководитель рабочей группы по администрированию работы таможенных органов в морских пунктах пропуска. Возглавив группу «М», которая сегодня состоит только из руководителя (Ермолина) и его заместителя – Франца Августиновича, первого зама начальника Управления по противодействию коррупции ФТС России, Ермолин получил возможность «кошмарить» таможенные органы по всей стране. Имея такие полномочия, можно диктовать почти любые условия. А прямое подчинение главе ФТС делает его неприкасаемым.
Вообще приход Василия Ермолина на работу в таможенные органы хорошо описывается пословицей: «пустили козла в огород». Выходец из «Национальной контейнерной компании» Виталия Южилина, где он руководил работой таможенных терминалов, входящих в структуру «НКК», Ермолин не понаслышке знаком со спецификой таможенной деятельности. После передачи в декабре 2013 года основных активов «НКК» группе Global Ports, Ермолин был назначен на должность главного советника руководителя ФТС России, неожиданно оказавшись по другую сторону баррикад. Впрочем первые же шаги его в этом качестве убедительно доказали: старого кобеля новым трюкам не научишь, и о волшебном преображении речи нет.
Как человек, неплохо изучивший неформальные аспекты деятельности таможенных органов, Ермолин рассчитывал приобщиться к источникам коррупционных доходов от нелегальной внешнеэкономической деятельности. Для этого Ермолин возглавил сформированную с его же подачи рабочую группу по администрированию работы таможенных органов в морских пунктах пропуска, что дало основания для проведения в феврале-марте этого года регулярных выездных проверок. Первым объектом его внимания стала входящая в состав СЗТУ Балтийская таможня, обслуживающая крупнейший в России петербургский порт.
В конце марта 2014 года Ермолин, используя свой статус и полномочия, потребовал от первого заместителя начальника Балтийской таможни по таможенному контролю Игорю Ниценко составить список участников ВЭД, с которых можно осуществлять «дополнительный сбор под руководство таможни» по каждой товарной декларации. Согласно указанию Ермолина в список «терпил» не следовало включать крупные госкомпании, организации, обладающие значительным административным ресурсом и имеющие контакты в правоохранительных органах, а также крупные компании, работающие исключительно «по белому». То есть тех, кто, скорее всего, откажется платить и способен доставить серьезные неприятности. Данное поручение было дано в присутствии и с негласного одобрения нового начальника Балтийской таможни Владимира Данченкова, недавно назначенного при содействии Ермолина из другого региона.
Список участников ВЭД, отвечающих указанным Ермолиным критериям отбора, был сформирован. В среднем включенные в него организации подают в Балтийскую таможню порядка 20 000 деклараций в месяц. Ермолиным совместно с Данченковым была установлена «такса» в размере 50 долларов США с декларации. То есть общий объем дополнительных поборов ожидался на уровне 1 млн долларов в месяц. Ниценко дали указание спустить соответствующее «плановое задание» начальникам постов Балтийской таможни, установив его размер отдельно для каждого поста в зависимости от объёмов проводимого там декларирования. Причем на Ниценко была возложена обязанность обеспечить исполнение этого задания непосредственными исполнителями и организовать сбор денежных средств. Ниценко предупредили, что в случае отказа, его служебный контракт, срок действия которого истекал 01.06.2014, не будет продлен. Ермолин при этом не скрывал, что, по его мнению, сотрудники таможенных постов и так имеют высокие нелегальные доходы и должны поделиться ими с «руководством таможни». А будут ли при этом увеличены поборы с участников ВЭД, ему безразлично.
В качестве меры воздействия на излишне строптивых или излишне честных начальников таможенных постов, Ермолин использовал угрозу увольнения из таможенных органов, доказав, что способен воплотить ее в жизнь. В следующие несколько месяцев начальникам таможенных постов Балтийской таможни Сейфутдину Шихалиеву и Михаилу Тельнову было предложено уволиться по собственному желанию до окончания срока действия служебных контрактов, а начальник Кронштадтского таможенного поста Сергей Осиюк был переведен в другую таможню. Кроме того, Ермолин исполнил свою угрозу в отношение Игоря Ниценко, который был уволен со службы «в связи с окончанием контракта». На вновь освобождающиеся должности в настоящее время назначаются сотрудники, переводимые из других регионов, полностью лояльные Ермолину и Данченкову. А в ряде случаев Ермолин фактически организовал продажу должностей на ключевых таможенных постах крупным бизнес-структурам, заинтересованным в сотрудничестве с Балтийской таможней, обещая при этом стопроцентную гарантию того, что такое назначение состоится, и ссылаясь на то, что он действует «с полного ведома и одобрения руководителя ФТС России».
Кроме того, в подборе кадров Ермолин охотно пользуется советами бывшего начальника Балтийской таможни Олега Туголукова, с которым поддерживает тесные дружеские и деловые отношения со времени работы в «НКК». Так, с подачи Туголукова Ермолиным в июне текущего года пролоббировано пока временное назначение Алексея Полникова на должность начальника отдела координации и применения системы управления рисками СЗТУ, ключевого отдела в структуре службы организации таможенного контроля управления. Не лишним будет добавить, что к деятельности Алексея Полникова на предыдущей должности начальника отдела контроля таможенной стоимости Санкт-Петербургской таможни были серьезные претензии антикоррупционной службы таможни и управления, и речь стояла об увольнении этого сотрудника из таможенных органов по дискредитирующим его основаниям. Тем не менее, сегодня такой «специалист» пришёлся ко двору.
В период конца весны – начала лета 2014 года в таможенных органах СЗТУ началась новая волна тотальных проверок, инициированных Ермолиным. На этот раз в зоне его интересов оказались, в частности, Кингисеппская и Выборгская таможни, через которые проходит основная часть грузопотоков из Финляндии и Прибалтики, а также Санкт-Петербургская таможня, где проходит очистку значительный обьем данных грузопотоков. Попутной целью этой деятельности стало наполнение дополнительными объёмами товаров Пушкинского таможенного поста Балтийской таможни, расположенного на площадях ЗАО «Логистика-Терминал». Ермолин являлся руководителем указанного ЗАО до поступления на таможенную службу и продолжил успешно осуществлять оперативное управление компанией одновременно с исполнением функций советникам главы ФТС. При этом эффективность управления даже повысилась. Ермолину удалось временно парализовать проверками работу части конкурирующих постов, а затем и поднять вопрос об их возможной ликвидации. В немилость попали Парголовский и Янинский посты Балтийской таможни, Южный, Белоостровский и Шушарский посты Санкт-Петербуржской таможни.
В Москве в ресторане «Эль Гаучито», что на Кутузовском проспекте, Ермолин фактически организовал себе офис, управляя оттуда собственным бизнесом и проводя встречи с представителями компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью в зоне ответственности как Северо-западного, так и Центрального таможенного управления, а также других региональных управлений. Среди посетителей этой неофициальной приемной отмечены такие известные в таможенных кругах персоны, как Максим Вергун, имеющий интересы в порту Усть-Луга в Ленинградской области, Александр Сухоруков, также работающий в регионе СЗТУ, и Денис Козырь – один из совладельцев группы компаний «Магна». Работа по налаживаниям связей с представителями околотаможенных деловых кругов ведется с размахом и с прицелом на дальнюю перспективу. Помимо оказания текущего содействия при прохождении «не вполне соответствующих декларациям» грузов в зоне ответственности Балтийской таможни, Ермолин предлагает некоторым участникам рынка режим особого благоприятствования, при котором их компании будут полностью избавлены от проверок со стороны таможенных органов. Пока только в пределах Северо-Запада, а в перспективе и в других федеральных округах. В обмен компаниям предлагается отчислять долю прибыли от серого импорта, которая (доля) может составлять до 50%, в пользу руководства ФТС. При этом особо подчеркивает, что подобные предложения санкционированы непосредственно действующим руководителем ФТС России Андреем Бельяниновым.
Последнее утверждение не лишено оснований, учитывая что группе «М» фактически отданы на разграбление все региональные таможни. Единственный вопрос: в каком порядке группа мздоимцев с особыми полномочиями будет устанавливать свои правила на местах. С наибольшей вероятностью, серьезная кадровая встряска в ближайшее время может ожидать Центральное таможенное управление. Для этого Ермолину даже не придется покидать свой офис в ресторане «Эль Гаучито».
Сергей Сомов
Комментариев нет:
Отправить комментарий